Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя
три компонента:
-
Требования к составлению образовательных программ для ДОУ,
включая описание соотношений части обязательного
образовательного минимума и части, свободной от следования
требованиям и оставленной на усмотрение участников
педагогических отношений.
-
Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие
условия, в которых должны реализовываться программы
образования в ДОУ.
-
Результаты, которые должны являться следствием усвоения
образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными
образовательными стандартами, можно отметить то, что он не
подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых
аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям
государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых федеральных
стандартов
В
основу федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования легли не только технические аспекты
педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная
идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не
ограничивается его полезностью для конкретного человека и
общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире,
как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и
культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС
дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС
дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не
оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к
повышению ценности и обособлению образования в детских садах как
самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как
предварительный этап перед обучением в школе, а как
самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха
на пути непрерывного образования в жизни человека.
За
основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята
культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень
развития системы в контексте роста вариативности её
составляющих. Образование в контексте данной методологической
основы рассматривается как главный источник многообразия систем.
Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного
образования: деятельность ребёнка должна быть максимально
разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся
вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется
на диагностику развития, ставящую своей целью максимально
разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Образовательные области в соответствии с ФГОС
Социально-коммуникативное
развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение
опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).